Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Мурманской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта


Расширенный поиск

95-летие контрольно-ревизионных органов Российской Федерации

В данной статье мы обратимся к истории создания и функционирования контрольно-ревизионных органов на территории Кольского Заполярья.
Наша история началась в двадцатых годах XX века, когда стали создаваться контрольные службы при финансовых органах.
На первом заседании уездного исполнительного комитета 25 марта 1920 года был создан Финансовый отдел Мурманского уездного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и рыбацких депутатов. В составе отдела имелись секретариат, сметно-кассовый и налоговый подотделы. Финансовый отдел подчинялся Мурманскому уездному исполнительному комитету и финансовому отделу Архангельского губернского исполнительного комитета, так как Мурманский край в то время являлся уездом Архангельской губернии.
Время было тяжелейшее: послевоенная разруха, отсутствие денег, продовольствия, сырья, кадров. В сложившейся ситуации в молодой стране все понимали, что без осуществления должного контроля за расходованием государственных средств, вновь созданное государство может просуществовать недолго. На тот момент актуальными были ленинские слова о том, что «… всякие радикальные реформы обречены на неудачу, если не будет успехов в финансовой политике», основными рычагами которой являются государственные доходы и расходы, бюджет, налоговая политика, государственный кредит и, конечно же, финансовый контроль.
Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 13 июня 1921 года Мурманский уезд Архангельской губернии был выделен в самостоятельную губернию.
На первом Мурманском губернском съезде Советов, состоявшемся 13-17 июля 1921 года, был избран новый состав исполнительного комитета. В структуре Мурманского губернского исполнительного комитета был выделен губернский финансовый отдел, преобразованный из уездного финансового отдела. Мурманский губернский финансовый отдел подчинялся губернскому исполнительному комитету и Северо-Западному областному управлению Народного комиссариата финансов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР).
В функции Мурманского губернского финансового отдела входили: организация сметно-бюджетного дела по общегосударственным и местным финансам, исполнение бюджетов, расчетно-кассовое дело, производство банковских операций, документальная проверка денежных оборотов учреждений губернии, находившихся на государственном бюджете, контроль за исполнением местных бюджетов, общее наблюдение за деятельностью Государственного банка, Государственных трудовых сберегательных касс, реализацией государственных займов.
В качестве самостоятельного региона наш край просуществовал более 6 лет и 1 августа 1927 года постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Мурманская губерния была преобразована в Мурманский округ и включена в состав Ленинградской области.
Первое упоминание о ревизорах Мурманской области, найденное в архивных источниках, приходится на 1923 год, когда президиум Мурманского губернского исполнительного комитета и Мурманского губернского экономического совещания приняли специальное постановление об укреплении кадров финансового отдела и привлечении работников по финансовому и налоговому делу, вплоть до откомандирования специалистов из других отделов и организаций. Кроме заведующего финансовым отделом, в его штате числились еще 90 единиц, в том числе инспектор-ревизор и старший контролёр.
23 октября 1923 года в Народном комиссариате финансов СССР было создано Финансово-контрольное управление, которое имело разветвленную территориальную структуру. Численность сотрудников управления к концу 1924 года составляла более 3 тыс. человек.
В 1924 году при Мурманском губернском финансовом отделе был создан контрольно-бухгалтерский подотдел. Финансовый контроль проводился методом сплошной проверки документов, присылаемых подотчетными организациями. В 1924-1925 годах проводились ревизии расходов, а с 1925-1926 годов, когда в контрольно-бухгалтерском подотделе работали уже 6 человек, стали проводиться проверки государственных доходов, таможенных, местных, судебных пошлин, расходов из субвенционного фонда, депозитов и спецсредств, лечебно-страхового фонда, расходов по общественным работам.


http://kolanews.ru/site-specific/iskkra/upload/news/1817-article-wide-preview.jpg?0=1http://www.etoretro.ru/data/media/1185/14027984389f1.jpghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cb5b65098e3caf6cb05878046b62e2dd-l&n=13

Город Мурманск в 20-30 годы XX века

В 1925-1926 годах ревизорами были проведены 25 ревизий и целый ряд обследований. Помимо того, представители финансового контроля участвовали в различных комиссиях по обследованию и приемке строительных работ, материалов. В период проведенных ревизий в учреждениях были установлены нарушения в постановке счетного дела, в учете продовольствия и материалов, несвоевременно сдавались в кассу поступающие доходы.
В этот же период происходило совершенствование методов работы финансового контроля: первым шагом стал отказ от сплошной документальной последующей ревизии как основного метода контрольной работы и произошел переход к выборочной ревизии на месте, то есть ревизии документов сотрудниками контроля в самих учреждениях. Так, впервые появилось понятие «выездная проверка». Проверялись только те операции, которые были признаны контролем наиболее важными, тем самым освобождалось время для более глубокого анализа хозяйственной работы учреждений.
Органы государственного финансового контроля находились при финансовых органах и подчинялись на местах руководителю финансового органа, имели свою смету, расходование средств которой проверялось Рабоче-крестьянской инспекцией.
Впоследствии, в 1933 году Финансово-контрольное управление Народного комиссариата финансов СССР преобразовывается в Финансово-бюджетную инспекцию, которая просуществовала до 1937 года.
В октябре 1937 года в составе Народного комиссариата финансов СССР начинает создаваться специальное Контрольно-ревизионное управление (КРУ). Положение о Контрольно-ревизионном управлении Народного комиссариата финансов Союза ССР утверждено постановлением Совета народных комиссаров СССР от 9 мая 1938 года № 611.
На местах КРУ имело свои органы главных и старших контролёров-ревизоров.
Задачи перед ревизорами ставились предметно и масштабно.
В соответствии с Положением о Контрольно-ревизионном управлении контролёры-ревизоры осуществляли проверки во всех сферах народного хозяйства. Они контролировали соблюдение режима экономии, сметной, финансовой и плановой дисциплины, правильность определения и поступления доходов, законность и целесообразность расходования государственных средств, выполнение обязательств перед государственным бюджетом. Осуществляя финансовый контроль, контролёры-ревизоры изыскивали резервы увеличения выпуска продукции, пути более эффективного использования производственных фондов, снижения себестоимости, роста производительности труда.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1938 года была образована Мурманская область.
В 1940 году в структуре Мурманского областного финансового отдела были выделены бюджетный отдел, группа сводного планирования, сектор районных бюджетов, бюджетная бухгалтерия, отдел государственных доходов, налоговый отдел, ревизионно-инспекторская группа, штатный отдел, отдел финансирования народного хозяйства, секретная часть, административно-хозяйственный отдел, хозяйственная часть, канцелярия, приемная по жалобам, сектор кадров.
Штат контрольно-ревизионного блока в 1940 году состоял из 21 человека, на содержание которых была утверждена смета в сумме 254 тыс. рублей.
Великая Отечественная война заставила внести изменения в планы развития хозяйства страны и государственный бюджет, осуществить перераспределение материальных, трудовых и финансовых ресурсов для обеспечения обороны.
Перевод народного хозяйства на военные нужды потребовал соответствующей перестройки всей финансовой деятельности - изменения направления ресурсов, строжайшей централизации в их распределении, ограничения хозрасчетных отношений.
С началом войны перед Народным комиссариатом финансов была поставлена задача резко сократить расходы, несвязанные с военным производством, выявить дополнительные ресурсы.
Государством задачи перед ревизорами ставились со всей суровостью военного времени.
В связи со стратегически выгодным расположением Мурманской области фашистской Германией уделялось особое внимание захвату Кольского полуострова. Немецкое командование планировало захватить Мурманск и Кировскую железную дорогу в максимально короткие сроки. Для этого немецкие и финские войска наносили удар по трём направлениям: Мурманск, Кандалакша и Лоухи.
29 июня 1941 года немецкие и финские войска начали наступление, нанося главный удар на мурманском направлении.
Весной 1942 года обе стороны готовили наступательные действия: фашистские войска с целью захватить Мурманск, советские войска — с целью отбросить противника за линию границы. Но запланированное немецкое наступление было сорвано, и фронт в Заполярье стабилизировался до октября 1944 года.
Несмотря на то, что город Мурманск был практически полностью разрушен и большинство сотрудников аппарата ушли на фронт, деятельность контрольно-ревизионных органов не прекращалась ни на один день. Оставшиеся контролёры-ревизоры: Белов И.А., Веселов М.Г., Зубакин П.Т., Машохина С.Ф., Петров К.С., Поляков Н.И., Сорокоумов А.И., Стоумов А.И., Шиган Е.С., Энгельгард А.П., Яковлева К.М. были эвакуированы на юг области и там продолжали свою нелегкую работу: осуществляли систематический оперативный контроль по обеспечению поставок сырья, материалов, полуфабрикатов оборонной промышленности. Помимо основной работы, они привлекались к трудовой повинности, работали на лесозаготовках, участвовали в сборе ягод и грибов.
Самой результативной формой контроля в этот период являлась предварительная проверка раздаточных ведомостей на выплату денежного довольствия военнослужащим. Ее необходимость диктовалась прежде всего тем, что эти расходы резко возросли. К проверке предъявлялись раздаточные ведомости, копии приказов о назначении на должности, освобождении от них, копии денежных аттестатов.
Общий размер разрушений и ущерб, причиненный народному хозяйству Мурманской области гитлеровскими захватчиками, составил, по данным государственной комиссии, около миллиарда рублей, в том числе более 400 млн. руб. по городу Мурманску.


 http://m.big-radio.ru/news/images/600x-/f7931a6db794fba43b35f1fa272e2b2e.pnghttp://respek.info/postimageswatermark/677/134_full.jpghttp://visualrian.ru/images/old_preview/67/36/673684_preview.jpg

Разрушенный во время Великой Отечественной войны город Мурманск

Постановлением Совета Министров СССР от 1 ноября 1945 года № 2722 «О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов РСФСР» город Мурманск был включён в число городов, восстанавливаемых в первую очередь.Позже, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1985 года № 2367-XI за мужество и стойкость, проявленные при защите Мурманска трудящимися города, воинами Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны, городу Мурманску присвоено почетное звание «Город-Герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Многие сотрудники КРУ за период работы во время Великой Отечественной войны были награждены государственными наградами:
- Венгелевская Александра Анисимовна – заведующая Кандалакшским городским финансовым отделом, в 1950 году назначена на должность главного контролёра-ревизора по Мурманской области - награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»;
- Веселов Михаил Григорьевич – старший контролёр-ревизор – награжден медалью «За оборону Советского Заполярья»;
- Зубакин Павел Тимофеевич – старший контролёр-ревизор - награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»;
- Стоумов Александр Иванович – контролёр-ревизор - награжден медалью «За оборону Советского Заполярья»;
- Шиган Елена Станиславовна – контролёр-ревизор - награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»;
- Яковлева Клеопатра Михайловна - контролёр-ревизор - награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
В период Великой Отечественной войны и до 1950 года исполнял обязанности старшего (главного) контролёра-ревизора Контрольно-ревизионного управления Народного комиссариата финансов СССР по Мурманской области Лопинцев Виктор Николаевич.
Страшная война закончилась…
Страна постепенно возвращалась к мирной жизни. Необходимо было восстанавливать всю систему народного хозяйства огромной страны. Приобретали нормальный ход и ревизорские будни.
Государственный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 годы обязал финансовую систему СССР обеспечить мобилизацию и правильное направление финансовых ресурсов.
Сотрудники Контрольно-ревизионного управления в Мурманской области, вернувшиеся с войны, и те, кто продолжал проводить ревизии и проверки в период военных действий, несмотря на трудности, значительно повысили качество ревизионной работы.
За 1946 год было обревизовано 44 местных бюджета, 359 бюджетных учреждений, 86 хозрасчётных предприятий. Ревизиями выявлено незаконных и излишних расходов на сумму свыше 2 млн. руб. Ревизоры вскрыли факты нарушений законодательства советского государства и растрат в системе облрыболовпотребсоюза, в местных торгах, в пищевой промышленности, промкооперации. Однако усилий ревизоров было недостаточно, чтобы охватить ревизиями все учреждения и предприятия.
Несмотря на трудности, ревизорами в 1947 году было обревизовано 50 местных бюджетов, 283 бюджетных учреждения и 136 хозяйственных организаций. Установлены серьезные нарушения финансово-бюджетной и сметно-штатной дисциплины в учреждениях и предприятиях, подведомственных областному отделу здравоохранения, областному отделу народного образования и отделу искусств.
За 1948 год было обревизовано еще 38 городских, районных и сельских бюджетов, 66 отделов исполкомов, 106 бюджетных учреждений, 109 хозяйственных организаций. В 859 учреждениях и организациях проверено состояние сметно-штатной дисциплины. Проверками было охвачено 74 % общего количества учреждений и организаций Мурманской области.
К 1949 году работа контрольно-ревизионного аппарата заметно улучшилась. Это связано с тем, что значительно обновился кадровый состав контролёров-ревизоров, на работу в контрольные органы пришли специалисты с высшим экономическим образованием.
Ревизиями и проверками вскрывались серьёзные факты нарушений финансово-бюджетной дисциплины, неэкономного и незаконного расходования государственных средств, недостач материальных ценностей и денежных средств, крупные потери и убытки.
По материалам ревизий исполнительные комитеты областного, городских и районных Советов депутатов трудящихся принимали решения об устранении выявленных ревизиями недостатков. В необходимых случаях материалы ревизий передавались в судебно-следственные органы.
До 1956 года контрольно-ревизионный аппарат был организационно обособлен от финансовых отделов, а с мая 1956 года в связи с передачей местных органов КРУ Министерства финансов СССР в ведение министерств союзных республик работники контрольно-ревизионного аппарата были вновь включены в структуру финансовых отделов. 
Контрольно-ревизионный аппарат Мурманской области был невелик. На конец 1953 года он насчитывал 14 человек, в том числе 7 – в областном аппарате, а на конец 1960 года – 12 человек, из которых в областном аппарате работали 10 человек.
Но сделано контролёрами-ревизорами было немало.
Например, только за 1953 год они провели 283 проверки и ревизии, в результате чего было выявлено незаконных расходов на сумму 2 255 тыс. руб., растрат и хищений на сумму 163 тыс. руб. В 1958 году проведено 174 ревизии и проверки, выявлено незаконных расходов свыше 4 млн. руб. В 1960 году по результатам ревизий и проверок было доначислено и внесено в бюджет платежей на сумму 2 324 тыс. руб. В возмещение причинённого государству материального ущерба было взыскано 3 734 тыс. руб. Кроме того, с проведением в жизнь решений и рекомендаций по результатам ревизий была достигнута экономия в расходах в размере 5 281 тыс. руб. В 1961 году контролёрами-ревизорами было проведено 226 ревизий и проверок, при этом в 78 предприятиях и организациях были выявлены незаконные расходования государственных средств на сумму 1 807 тыс. руб., в 26 организациях – растраты и хищения на сумму 32 тыс. руб. По итогам ревизий и проверок было довнесено в бюджет 148 тыс. руб. платежей, взыскано в возмещение причиненного государству ущерба 302 тыс. руб., упразднено 22 должности управленческого аппарата с месячным фондом зарплаты 2 тыс. руб., 8 дел передано в следственные органы. Была достигнута экономия в расходах 440 тыс. руб.
Наступила хрущёвская оттепель.
А работа контролёров-ревизоров набирала свои обороты.
За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 марта 1966 года Мурманская область была награждена орденом Ленина.


https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c2b6d8d44d57b3c44a8efd9e966a8a24-l&n=13http://www.etoretro.ru/data/media/1185/143813975514e.jpghttp://www.etoretro.ru/data/media/1185/1438141188397.jpg

Город Мурманск в 50-60 годы XX века

В решение всех задач по развитию производительных сил Кольского полуострова весомую лепту вносили и работники контрольно-ревизионных органов Мурманской области.
В шестидесятые годы органами финансового контроля большое внимание уделялось повышению квалификации работников. Желающие получить специальное образование или просто пополнить свои знания заочно обучались в финансово-экономическом институте и финансово-кредитном техникуме, направлялись на курсы повышения квалификации при учебных заведениях.
Как и сейчас, подавляющее большинство работников в контрольно-ревизионном аппарате были представительницы прекрасного пола.
В семидесятые годы работа с кадровым составом контрольно-ревизионного аппарата продолжилась. С целью закрепления кадров и стабилизации коллектива улучшались жилищно-бытовые условия работников, осуществлялась организация их отдыха, применялись методы материального и морального поощрения лучших специалистов. Большое внимание уделялось молодым специалистам. За новыми работниками и специалистами, принятыми из других систем и ведомств, утверждались наставники. Наставниками являлись высококвалифицированные работники, обладающие широкими познаниями в финансовой работе, имеющие богатый жизненный опыт.
В этот период работа контрольно-ревизионного аппарата была направлена на повышение уровня организации и постановки бухгалтерского учета и отчетности, жестко ставился заслон проявлениям бесхозяйственности и расточительства.
Проведенными проверками выявлялись нарушения плановой, финансовой, штатно-сметной дисциплины, искажения бухгалтерской отчетности, необеспеченности сохранности государственной собственности. Одним из общих нарушений штатно-сметной дисциплины было необоснованное содержание сверхштатных работников, завышение ассигнований по сметам расходов на содержание аппарата управления. Например, проверками, проведенными в 1984 году, на 81 предприятии выявлены различного рода переплаты и незаконные выплаты, в 1985 году - более чем в 100 учреждениях просвещения, здравоохранения, ЖКХ, предприятиях местной промышленности, управления торговли.
Тщательнейшим образом контролёрами-ревизорами проводился анализ итогов финансово-хозяйственной деятельности учреждений, выявлялись причины невыполнения обязательств перед бюджетом, разрабатывались предложения по устранению недостатков, отрицательно влияющих на выполнение доходной и расходной части бюджета. Осуществлялись проверки доведения и соблюдения учреждениями лимитов расходования электроэнергии, газа и тепла. За перерасход лимитов виновные выплачивали большие суммы штрафов.
Проводимые контролёрами-ревизорами мероприятия позволили улучшить экономические показатели работы предприятий и организаций и обеспечивали ежегодное перевыполнение доходной части бюджета.
Проверки были направлены на максимальную действенность, эффективность и разнообразие методов их проведения. Большинство контрольных мероприятий носили превентивный, предупредительный характер.
С распадом Союза Советских Социалистических Республик произошел и распад системы государственного финансового контроля.
В условиях рыночной экономики Правительству Российской Федерации пришлось выполнять ответственную задачу по восстановлению системы государственного финансового контроля. В этот сложный для страны период был намечен ряд мер по улучшению финансового контроля в стране и принималось большое количество нормативных правовых актов, нацеленных на осуществление действенного финансового контроля, был подготовлен проект Федерального закона «О государственном финансовом контроле».
Постепенно, шаг за шагом, государственный финансовый контроль набирал силы. Происходил процесс образования новых органов финансового контроля, который за время своего становления трансформировался в различные виды контрольно-ревизионных органов. При этом стоит отметить, что уникальность социально-экономических и политических изменений в российском обществе предопределила в последующем новую систему финансового контроля.
На местах же, в том числе в Мурманской области, аппараты главных контролёров-ревизоров КРУ Минфина России по республикам, краям, областям, а также по районам и городам практически были подчинены руководителям финансовых органов, что не соответствовало Конституции Российской Федерации 1993 года.

 

http://discovery-russia.ru/photos/big/DSC_7369_KER1.jpghttps://www.citymurmansk.ru/img/images/2_7bb8cd07c918.jpghttp://severpost.ru/docs/upload/2017/08/1503986887.jpg

Современный Мурманск

Это противоречие было устранено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 года № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации», определившим контрольно-ревизионные управления Министерства финансов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации федеральными органами государственного финансового контроля и самостоятельными юридическими лицами, правовой статус которых установлен положением, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации.
На сегодняшний день история контрольно-ревизионного блока, осуществляющего финансовый контроль, насчитывает 95 лет.
История существования контрольно-ревизионной деятельности на территории Мурманской области составляет 80 лет, можно сказать, что это небольшой период времени, но за этот период была проделана огромная работа по осуществлению и становлению финансового контроля на Кольском полуострове. В нашем крае не было бы той сильной и развивающейся системы финансового контроля, которая существует на данный момент без самоотверженных и преданных своему делу ревизоров.
За каждой штатной единицей, конечно же, стоит человек, наделенный профессиональными знаниями, обладающий компетенцией, самоотверженностью и преданностью нелегкому ревизорскому делу.
Назвать в этой статье поименно всех, кто посвятил себя делу государственной важности, поистине невозможно, но мы всех их помним и благодарим за тот неоценимый вклад, который был ими внесен в развитие и совершенствование контрольной работы.
Вспоминая наших коллег, следует отметить главных контролёров-ревизоров, которые в трудный послевоенный период на Кольском полуострове обеспечивали осуществление финансового контроля:
- Венгелевская Александра Анисимовна с 23 августа 1950 года по 1 марта 1951 года;
- Лапин Валерий Иванович с 11 апреля 1951 года по 9 мая 1955 года;
- Новосветова Клавдия Алексеевна с 11 мая 1955 года по 1 июня 1962 года;
- Киселев Геннадий Николаевич с 5 января 1963 года по 2 июля 1969 года.

Из 80 лет существования контрольно-ревизионных органов на территории Мурманской области более 30 лет с 1 октября 1969 года по 1 октября 1998 года Аппарат главного контролёра-ревизора Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Мурманской области, а со 2 октября 1998 года по 30 марта 2000 года Контрольно-ревизионное управление Минфина России в Мурманской области, возглавляла Суханова Алевтина Селиверстовна.

Суханова

Алевтина Селиверстовна родилась 6 мая 1932 года в деревне Город Пеновского района Калининской области (в настоящее время Тверская область), в семье крестьян. В 1950 году окончила Московский финансовый техникум по специальности «Инспектор налогов и сборов» и была направлена в город Мурманск инспектором по налогам городского финансового отдела.
В 1957 году А.С. Суханова окончила заочно Ленинградский финансово-экономический институт.
Приказом Министра финансов РСФСР от 26 сентября 1969 года № 12/682 Алевтина Селиверстовна назначена Главным контролёром-ревизором КРУ Министерства финансов РСФСР по Мурманской области и с 1 октября 1969 года приступила к исполнению обязанностей.
За период работы в контрольно-ревизионных органах Алевтина Селиверстовна зарекомендовала себя всесторонне подготовленным специалистом и руководителем, обладающим прекрасными организаторскими способностями. При мягкости своего характера А.С. Суханова предъявляла высокий уровень требовательности и принципиальности не только к себе, к сотрудникам КРУ, но и к работникам проверяемых организаций.
Под руководством Алевтины Селиверстовны были достигнуты высокие показатели деятельности КРУ, ежегодно выявлялись значительные суммы незаконных и нецелесообразных расходов, принимались исчерпывающие меры по возмещению причиненного государству ущерба.
В 1975 году в ходе 291 проверки и ревизии контролёрами-ревизорами было выявлено 850 тыс. руб. незаконных расходов, 4 тыс. руб. растрат и хищений и недостач товарно-материальных ценностей на сумму 8 тыс. руб. Принятыми мерами по результатам ревизий и проверок доначислены и внесены причитающиеся бюджету платежи в сумме 512 тыс. руб., взыскано в возмещение причиненного ущерба 110 тыс. руб., сокращено излишних ассигнований по сметам бюджетных учреждений и расходов на содержание аппарата управления предприятий, организаций и учреждений на сумму 277 тыс. руб., сокращено выявленных ревизиями 23 сверхштатных и сверхнормативных должности, одно дело передано в следственные органы и 14 лиц освобождено от занимаемых должностей за нарушения финансовой дисциплины.
«Урожайными» для работников аппарата КРУ были и другие годы. Следует, однако, отметить, что многие хозяйственники делали, казалось, всё возможное, чтобы контрольно-ревизионный аппарат не остался без работы и был достаточно «рентабельным». Среди нарушений, характерных для деятельности бюджетных учреждений и организаций, были неправильная тарификация работников, содержание сверхштатных работников, незаконное совместительство, оплата дежурства врачей по времени, совпадающему с часами основной работы, оплата коммунальных услуг по завышенным тарифам. Встречались и факты вопиющей бесхозяйственности. Так, в связи с реконструкцией инфекционного корпуса Кольской центральной районной больницы в апреле 1974 года здание было полностью отключено от центрального отопления. Однако в течение всего 1974 года и восьми месяцев 1975 года, то есть до момента ревизии, больница исправно платила предприятию тепловых сетей «Мурмансккоммунэнерго» за отопление этого корпуса.
Для предприятий и хозяйственных организаций достаточно характерными были нарушения штатно-сметной дисциплины, неправильное расходование фонда материального поощрения, необоснованное отнесение расходов на себестоимость продукции, завышение тарифов и цен, значительные непроизводительные расходы.
При проведении ревизий и проверок контролёры-ревизоры уделяли особое внимание обеспечению сохранности социалистической собственности на предприятиях, в учреждениях и организациях области. Ревизии показывали, что в ряде предприятий и организаций созданы благоприятные условия для растрат, хищений и недостач денежных средств и товарно-материальных ценностей. Запущенность бухгалтерского учёта, отсутствие сторожевой охраны, слабый внутриведомственный контроль - всё это играло на руку растратчикам и расхитителям. В ряде организаций на материально-ответственные должности принимались непроверенные, ранее скомпрометировавшие себя или даже судимые лица, а некоторые из них не были отстранены от занимаемых должностей даже после совершения повторных растрат и хищений.
Не менее «урожайным» оказался последний рабочий год перед выходом на государственную пенсию А.С. Сухановой.
Согласно Отчету о работе Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Мурманской области за 1999 год, проведено 273 ревизии и проверки, в том числе 171 учреждения, состоящих на бюджете, из них на федеральном – 128.
Из общего количества ревизий и проверок, в 1999 году по централизованным заданиям проведены 9, по поручению Контрольного управления Президента России и Счетной палаты Российской Федерации - 2, по поручениям и просьбам правоохранительных органов области 39 проверок и ревизий и 11 по просьбам органов государственной власти и местного самоуправления области. По обращениям граждан проведено 7 ревизий и проверок.
За 1999 год ревизиями и проверками в 125 организациях из 273 проверенных, то есть в 46 % выявлено незаконное и нецелевое использование средств на общую сумму 230 670 тыс. руб. Кроме того, в 36 организациях выявлены недостачи денежных средств и материальных ценностей на сумму 4 747 тыс. руб., в том числе бюджетных средств – 3 818 тыс. рублей в 18 организациях, из них выделенных их федерального бюджета – 3 749 тыс. рублей в 12 учреждениях и организациях.
Из общей суммы незаконных расходов в 1999 году ущерб возмещен в сумме 22 068 тыс. рублей, в том числе виновными лицами 958 тыс. рублей, восстановлено 21 110 тыс. рублей, из них по представлениям КРУ в УФК – 120 тыс. рублей. Начислено дополнительных платежей в бюджет 9 380 тыс. рублей, из них в федеральный – 3 005 тыс. рублей, из которых поступило 3 470 тыс. рублей, в том числе в федеральный бюджет 812 тыс. рублей. Из общей суммы доначисленных платежей в бюджет по представлениям в УФК по Мурманской области сумма составляет 565 тыс. рублей. Доначислено взносов во внебюджетные фонды 63 тыс. руб., поступило 38 тыс. руб., из них в федеральные фонды соответственно 16 тыс. руб.
За многолетний и добросовестный труд А.С. Суханова, была награждена нагрудным знаком «Отличник финансовой работы», Указом Президента Российской Федерации медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, также ей присвоено звание «Заслуженный экономист Российской Федерации» и объявлена благодарность Министра финансов Российской Федерации.
В ходе проведения административной реформы Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Мурманской области было реорганизовано путем присоединения к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области в соответствии с приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 29 апреля 2005 года № 103 на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 1024-р.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области являлось государственным органом, находящимся в подчинении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, осуществлявшим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции по валютному контролю на территории Мурманской области.
В структуру Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области входили 9 отделов и сектор правового обеспечения. Штатная численность сотрудников составляла 79 единиц.
Контролёры-ревизоры территориально располагались в 17 муниципальных образованиях Мурманской области.

С 10 апреля 2000 года по 20 ноября 2010 года Контрольно-ревизионное управление Минфина России в Мурманской области, а затем Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области возглавляла Антонина Николаевна Гладкова, заслуженный экономист Российской Федерации.

Антонина Николаевна родилась 20 ноября 1945 года в деревне Хольково Меленковского района Владимирской области, закончила в 1973 году Московский инженерно-экономический институт по специальности «Экономика и организация машиностроительной промышленности». Из 40 лет профессиональной деятельности, Антонина Николаевна 29 лет работала в контрольно-ревизионных органах Мурманской области, из которых 7 лет в должности начальника организационно-методологического отдела, с марта 1998 года по апрель 2000 года – заместителем руководителя КРУ, с 10 апреля 2000 года по 20 ноября 2010 года – руководителем Управления.
Антонина Николаевна обладая высоким профессионализмом, на протяжении всей своей трудовой деятельности передавала свои знания и богатый опыт ревизорской работы молодым специалистам.
В настоящее время Антонина Николаевна находится на заслуженном отдыхе. В свободное время увлекается рыбалкой, чтением классической литературы и детективных романов.
За заслуги в области экономики и финансовой деятельности, многолетний добросовестный труд, А.Н. Гладковой в 2000 году объявлена благодарность Губернатора Мурманской области. В 2002 году приказом Министерства финансов Российской Федерации за достигнутые успехи в труде и личный вклад в развитие Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Мурманской области награждена нагрудным знаком «Отличник финансовой работы», в 2007 году Указом Президента Российской Федерации награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

С 2011 года Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области возглавляла Лисюткина Людмила Павловна, ранее занимавшая должность заместителя руководителя.

Финансист по образованию и призванию, Л.П. Лисюткина свыше 30 лет проработала в финансовой системе.
Более 20 лет её трудовая деятельность связана с контрольно-ревизионными органами.
Деятельность Л.П. Лисюткиной отмечена благодарностями и ведомственными наградами: нагрудным знаком «Отличник финансовой работы» и Благодарностью руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
В настоящее время Людмила Павловна является заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Мурманской области, координирующим и контролирующим деятельность контрольно-ревизионного блока.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2016 года № 47 «О ликвидации территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные органы упразднены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2016 года № 300 в Положение о Федеральном казначействе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703, и постановление Правительства от 28 ноября 2013 года № 1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» внесены изменения и на Федеральное казначейство возложены функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В целях сохранения кадрового потенциала сотрудники Территориального управления Росфиннадзора в Мурманской области в соответствии с законодательством Российской Федерации в апреле 2016 года переведены в Управление Федерального казначейства по Мурманской области.

В соответствии с приказом Федерального казначейства от 18 апреля 2016 года № 94 «Об организационно-штатной структуре управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации» в Управлении созданы четыре отдела: контрольно-ревизионный отдел в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы; контрольно-ревизионный отдел в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования; контрольно-ревизионный отдел в сфере развития экономики; организационно-аналитический отдел.
Штат контрольно-ревизионного блока Управления укомплектован преимущественно опытными сотрудниками. Десять и более лет отработали в органах финансового контроля Баранов А.И., Боброва И.В., Есипчук С.А., Камоликова М.В., Крысанова Н.В., Кузнецова О.Е., Лисюткина Л.П., Палькина О.В., Прокопьева С.В. Несмотря на непродолжительный период работы в органах Федерального казначейства Есипчук С.А. и Крысановой Н.В. объявлена благодарность Федерального казначейства, Камоликовой М.В., Кондрашевич К.И., Прокопьевой С.В., Путинцевой В.В. объявлена благодарность Управления Федерального казначейства по Мурманской области, а также два контрольно-ревизионных отдела отмечены благодарностью Управления.

За 2016-2017 годы сотрудниками контрольно-ревизионного блока Управления проведены 187 контрольных мероприятий.
Общая сумма проверенных средств составила 66 714 млн. руб. из них средств федерального бюджета проверено 30 385 млн. руб. 
Выявлено нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, на сумму 262 млн. руб., в том числе при использовании средств федерального бюджета 242 млн. руб.
Устранено нарушений на сумму 33 млн. руб. Общая сумма средств, поступивших непосредственно в доход федерального бюджета, составила 1 млн. руб.

Сотрудники контрольно-ревизионного блока Управления постоянно совершенствуют свои знания, ведь для того чтобы быть настоящим ревизором недостаточно иметь экономическое или юридическое образование, для этого необходимо обладать аналитическим складом ума, умением видеть за фактами причины и тенденции, ни в коем случае не ограничиваться мелочами, помогать сотрудникам объектов контроля принимать меры по устранению выявленных нарушений.

Мы гордимся всеми: ветеранами, бывшими работниками и работающими ныне, кто отдавал и отдает себя ревизорскому, а значит – государеву делу.
Большой вклад в развитие контрольно-ревизионной работы в разные годы внесли компетентные и ответственные сотрудники: Алексеева В.И., Аукштолис И.В., Белза К.А., Бищук П.А., Голуб И.П., Дрожалкина Л.А., Засосова Л.П., Иванова В.К., Клонова В.Я., Колесникова М.Я., Кольсевский О.В., Константинова Л.А., Корольков Н.П., Маклакова Н.А., Мациевская А.И., Наумчик П.А., Никифоров А.И., Пичугина Л.Я., Плехова А.П., Прокопьев В.Ф., Саукова М.В., Солодова О.Н., Соколова С.В., Сопова И.Т., Староста В.А., Титова А.Н., Трегубов К.В., Тюрина Т.С., Рыбакова Л.И., Хлуденцова Г.Б., Хлынова Н.И. и многие другие.

Нашу систему с полной уверенностью можно назвать школой подготовки кадров для других ведомств. Многие наши бывшие сотрудники сегодня работают в системе органов государственной власти Мурманской области, местного самоуправления, налоговых органах.
Проработав большое количество лет в качестве ревизоров, многие из них отмечены ведомственными наградами и благодарностями министерств и ведомств Российской Федерации.
На сегодняшний день государственный финансовый контроль в Мурманской области оформлен организационно, вооружен методологически, обеспечен кадрами, чтобы решать поставленные перед ним сложные и ответственные задачи.  

Коллектив
Контрольно-ревизионного управления
Министерства финансов
Российской Федерации
в Мурманской области
под руководством
Сухановой А.С.
1999 год

Коллектив
Территориального управления Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора
в Мурманской области
под руководством
Гладковой А.Н.
2009 год


Коллектив
Территориального управления Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора
в Мурманской области
под руководством
Лисюткиной Л.П.
2013 год