Преобразования первой четверти XVIII века, проведенные Петром I, государственная деятельность второй половины XVIII века Екатерины II, министерские реформы Александра I начала XIX века, привели к серьезным изменениям в области государственно-административного устройства, местного Управления Российской империи.
По восшествии на престол Императора Павла Петровича — 4 декабря 1796 была учреждена должность Государственного Казначея. И первым был назначен Алексей Иванович Васильев. В именном Указе, данном Васильеву 4 декабря 1796 года перечисляются учреждения, вверяемые его управлению и дается поручение заняться выявлением бюджета государства.
Первый Государственный Казначей Васильев очень много сделал для становления органов казначейства. За заслуги он был пожалован в бароны и в Действительные Тайные Советники. Награжден многими орденами. Васильев, благодаря, за оказанные почести, сказал: «Я служу не ради карьеры, чинов и наград, а исключительно на благо России».
Перед самым обнародованием Указа «Об учреждении Министерств» 8 сентября 1802 года Васильев назначен Министром Финансов.
В 1821 году учрежден обширный Департамент Государственного Казначейства из 14 отделений.
Главными направлениями деятельности нового Департамента Государственного Казначейства были: движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств; главное счетоводство этих приходов и расходов; дела по предварительной проверке финансовых смет всех Министерств и Главных Управлений; дела по составлению росписи расходов и доходов.
Департамент разделялся на две части:
— Распорядительную — «объемлет все дела и распоряжения по приему и хранению доходов и обращению их в расходы»;
— Счетную — составляющую «средоточие оборотов по приходам и расходам Главного и Губернских казначейств, производящая проверку всех их счетов и ведомостей».
Департаментом Государственного Казначейства управлял Директор, находящийся в непосредственном подчинении Министру Финансов. На основании Общего Учреждения Министерств Директор Департамента стоял во главе всех дел последнего и «имел главный надзор за действиями всех чиновников».
Особой обязанностью Директора Департамента было наблюдение о полноте и колебаниях поступлений государственных доходов, а также надзор — «не встречается ли где каких-либо недоразумений, неудобств или самих злоупотреблений как при сборе доходов и взысканиях недоимок, так и при хранении, рассылке, употреблении и выдаче денег на местах».
К непосредственному ведению Департамента Государственного Казначейства принадлежали: Главное Казначейство, губернские, областные, уездные, окружные и местные казначейства и Казенные палаты, Санкт-Петербургский Монетный Двор.
Из года в год усложнялась работа и возрастал объем документооборота в подразделениях Департамента Государственного Казначейства. Например, с 1878 по 1898 год оборот увеличился с 3,2 до 13 млрд. рублей или в 4 раза.
После революции 1917 года Казначейские палаты были преобразованы в приходно-расходные кассы Наркомфина. После денежной реформы 1922-1925 годов наметился переход от казначейской к банковской системе исполнения бюджета. Кассовые операции по исполнению государственного бюджета были возложены на Народный банк РСФСР, Департамент Государственного Казначейства и его местные органы объединялись с учреждениями Народного банка. Завершился этот процесс в 1926 году, прервав 130-летнюю историю Государственного Казначейства, начавшуюся 4 декабря 1796 года.
В декабре 1992 года Указом Президента Российской Федерации «О Федеральном казначействе» была воссоздана система органов казначейства. На основании этого документа в Российской Федерации была образована единая система органов федерального казначейства, состоящая из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и территориальных органов по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам, районам и районам в городах.
Управление Федерального казначейства по Мурманской области образовано 14 июня 1993 года. С этого времени проведение государственной бюджетной политики, повышение оперативности в финансировании государственных программ по Мурманской области, контроль за поступлением, целевым и экономным расходованием средств государственной казны на территории области осуществляет система органов казначейства.