Вопрос: Имеет ли право орган Федерального казначейства перечислять подлежащие взысканию по исполнительному документу средства на несколько банковских счетов, открытых в различных банках, если об этом указано в заявлении взыскателя?
Ответ: Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации урегулирован порядок исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, который не содержит требований по перечислению подлежащих взысканию денежных средств только на один счет взыскателя. Согласно п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации заявление взыскателя должно содержать реквизиты банковского счета, при этом количество счетов, на которые может быть произведено перечисление, законом не установлено. В связи с этим считаем возможным перечисление средств на несколько банковских счетов, открытых в различных банках, если об этом указано в заявлении взыскателя.
Вопрос: Вправе ли взыскатель обратиться в орган Федерального казначейства с заявлением об изменении реквизитов банковских счетов, указанных в ранее поданном заявлении?
Ответ: Изменение банковских реквизитов взыскателем не запрещены Бюджетным кодексом Российской Федерации. В связи с этим считаем возможным обратиться в орган Федерального казначейства с заявлением об изменении реквизитов банковских счетов.
Вопрос: Предусмотрено ли уведомление взыскателя об исполнении предъявленного исполнительного документа?
Ответ: Законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность органа Федерального казначейства уведомлять взыскателя об исполнении исполнительного документа.
Вопрос: Какой орган исполняет решение суда о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумных срок или права на исполнение судебного акта в разумные срок за счет средств федерального бюджета исполнительный документ вместе с копией судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, а также заявлением с указанием реквизитов банковского счета взыскателя направляется для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
Вопрос: Каков порядок исполнения представленных в органы Федерального казначейства судебных актов, обязывающих бюджетополучателей – должников совершить определенные действия?
Ответ: Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При поступлении в органы Федерального казначейства исполнительных документов, требования которых обращены на взыскание средств с бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, их исполнение осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно указанным выше нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы Федерального казначейства не наделены полномочиями по совершению действий обязывающего характера в отношении бюджетополучателей, являющихся должниками по исполнительным документам, в процессе исполнения судебных актов.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
При этом действие указанного закона не распространяется на правоотношения, регулируемые главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как органы Федерального казначейства не являются органами принудительного исполнения.
Вопрос: Может ли орган Федерального казначейства перенаправить предъявленные взыскателем исполнительные документы в тот орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет?
Ответ: В соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с копией судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, а также заявлением с указанием реквизитов банковского счета взыскателя в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику.
В вышеуказанной главе, регламентирующей порядок направления исполнительного документа, содержится исчерпывающий перечень субъектов, имеющих право направлять исполнительные документы на исполнение в органы Федерального казначейства. У органов Федерального казначейства отсутствуют полномочия для перенаправления исполнительных документов.
Вопрос: В какой срок должно быть исполнено решение суда?
Ответ: В соответствии со статьями 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате приема его к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Таким образом, максимальный срок исполнения исполнительного листа составляет 15 рабочих дней с момента предъявления его в орган Федерального казначейства, при условии наличия денежных средств на лицевом счете должника.
Однако при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.
Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
При отсутствии денежных средств на лицевом счете должника в соответствии со статьями 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации данный срок продлевается до трех месяцев с момента предъявления исполнительного листа в орган Федерального казначейства.
В случае неисполнения исполнительного листа должником в трехмесячный срок орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений и направляет взыскателю соответствующие уведомление. При поступлении в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (иными словами – денежных средств), должник обязан представить в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного или частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня.
Кроме того, взыскатель имеет право отозвать исполнительный лист и обратиться в суд для взыскания указанных в исполнительном листе денежных средств с главного распорядителя средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при удовлетворении судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности, на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации лицевого счета как получателю средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации для исполнения в порядке установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Вопрос: Возможна ли выплата сумм по исполнительному листу наличными денежными средствами?
Ответ: В соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. В соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения исполнительного документа за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации должник представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного или частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. Вышеуказанными нормами выплата сумм по исполнительному листу наличными денежными средствами не предусмотрена.